vogu35.ru/?template=accessibility

Миссия ВоГУ

Совет по стратегическому развитию

protopopov ogВ период Великой Отечественной войны с 1942 по 1945 гг. - курсант военного инженерно-технического училища. За период службы получил 10 правительственных наград.

Никто нас не заставлял

Политехник. - 1995. - 29 апреля (№ 11). - С. 1.

Рассказывает участник Великой Отечественной войны, полковник в отставке Олег Георгиевич Протопопов:

- Я коренной ленинградец, там родился, там и учился. Летом 1941 года, когда началась война, мне исполнилось 16 лет, окончил девятый класс средней школы. С учебниками пришлось надолго расстаться, работали с мальчишками из нашего класса в то лето в совхозе под Гатчиной, затем на строительстве оборонной линии по Пулковскому шоссе между городом Пушкиным и Ленинградом. Строили противотанковые сооружения, копали окопы. Помнится, была радость сопричастия к большому делу, когда узнал, что немцы споткнулись как раз о ту оборонительную линию под Пулковским шоссе, приостановили наступление, да так той оборонительной линии прорвать и не могли.

Затем блокада, голод. В семье престарелый отец, врач по профессии, да старший брат. Матери в живых в то время уже не было. А отец с братом почти круглые сутки на работе. Я же каждый день отправлялся в нашу школу, хотя занятий в ней, как и в других школах, не было. Мы впятером, с ребятами из старших классов, почему-то сочли своим долгом каждый день дежурить, спасать школьное здание. Дежурили на крыше, сбрасывали зажигательные бомбы в случае попадания. Об опасности личной как-то не думалось. А главное, никто нас это делать не заставлял, но мы сами регулярно приходили и дежурили на крыше и радовались, что школа остается целой.

В январе нас эвакуировали в город Молотовск (Северодвинск). Четыре страшных месяца блокады были позади. В Молотовске я поступил в Высшее инженерно-техническое училище и окончил его в 1947 году. Участвовать в боях так и не довелось, расчищали, разминировали разрушенные города и первым родной Ленинград.

[Беседовал Э. Смирнов]

Военный инженер в мирной жизни

Алконост: литературный альманах ВоГТУ / пресс-центр ВоГТУ. -
Вологда: Полиграфист , 2006. - С. 199-200.

Старейший сотрудник университета Олег Георгиевич Протопопов - заместитель заведующего лабораторией учебного телевидения и технических средств обучения. Значительная часть его жизни связана с военно-морским флотом. Если сложить флотский и гражданский стаж, получится 68 лет - хватит на две трудовые жизни.

Ленинградский школьник в 1941 году окончил девять классов. Началась война. Это время запомнилось тем, что ребят отправили рыть противотанковые окопы под Гатчину. Вдруг немцы начали обстрел из орудий. Поступил приказ вернуться в Ленинград. Им повезло, успели на последнюю электричку. Старались быть полезными в городе. Четверо мальчишек каждую ночь дежурили на крыше школы. На тренировках их обучали, как брать огромными щипцами зажигательные снаряды и бросать в бочки с водой. "Зажигалки" при горении дают температуру больше 3000 градусов, но в азарте об этом не думали.

Позже семью эвакуировали в Северодвинск, где Олег окончил десятилетку. Пошел учиться на токаря, написал заявление с просьбой о досрочном призыве в армию. Военком направил семнадцатилетнего паренька в Высшее инженерно-техническое краснознаменное училище военно-морского флота.

Пока Ленинград был затянут кольцом блокады, училище базировалось в Ярославле. Война дотянулась и туда. Немцы разбомбили резино-технический завод, жилые дома, и курсантов направили на ликвидацию завалов. После снятия блокады с училищем вернулся в Ленинград.

Ярким, запомнившимся на всю жизнь событием было 24 июня 1945 года - Парад Победы, когда курсант военного училища шел по Красной площади в составе сводного морского полка.

После окончания училища - служба на Тихоокеанском флоте, в береговой обороне Приморского края, в Ленинградском НИИ ВМФ - работа над определением устойчивости плотин на Волге в случае военной опасности. На Северном флоте отвечал за базирование частей флота, если проще - жизнеобеспечение причалов, казарм, жилых домов, водоснабжения. Как шутит Олег Георгиевич, - "В общем, военное ЖКХ".

Полученная специальность военного инженера-строителя оказалась востребованной и "на гражданке". После увольнения в запас в 1966 году работал преподавателем строительного техникума, ведущим специалистом "Вологдасельхозпроекта". А с 1977 года Олег Георгиевич не расстается с Вологодским политехническим институтом, который за это время вырос до университета.

Десять лет он работал непосредственно со студентами, преподавал на кафедре промышленного и гражданского строительства, а позже стал заместителем заведующего лабораторией технических средств обучения, которую и надо было оснастить этими средствами.

Новинкой в те годы и ярким показателем современных методов обучения был немецкий телевизионный учебный комплекс "Штудиотехник". Организовали институтскую телестудию, и студенты с энтузиазмом развлекали однокурсников на переменках вузовскими новостями и музыкой. Ребята с интересом толпились в фойе у экранов телевизоров, закрепленных под потолком.

За прошедшие годы многие аудитории оборудовали цветными телевизорами, и учебные фильмы активно используют на занятиях. Наша беседа с Олегом Георгиевичем не раз прерывалась приходом преподавателей. Оговаривали тему и время показа очередной кассеты. Я тоже не сидела без дела - просмотрела списки предлагаемых лабораторией фильмов: много технических - "Лазерная сварка и резка", "Устройство мартеновских печей", по охране природы - "Спасение озонового слоя", "Энергия ветра на службе водоснабжения". Интересна тематика фильмов по культурологии: "Слушаем музыку", "В мастерской художника, скульптора", "Эрмитаж", "Великие чудеса света".

Олег Георгиевич очень рад, что может предложить студентам посмотреть вместо телевизионных "стрелялок" - собрания лучших музеев мира, помочь преподавателям расширить кругозор ребят, познакомить их с культурой разных эпох и народов. Видеотека часто пополняется, в ходу каталог фирмы медиатехнологий "МТ", в котором преподаватели могут отметить нужные им фильмы и заявка будет выполнена.

Но меняются времена, совершенствуется техника, новые возможности будоражат воображение. Преподавателю уже не хочется быть привязанным к лаборатории, ведь приходится выезжать с лекциями в Череповец, Великий Устюг... Хочется поставить свой диск, увеличить фрагмент, остановить фильм в нужный момент. Для этого аудитории должны быть оборудованы компьютерами. Сегодняшний день принес много нового в работу лаборатории. В восьми аудиториях установили цветные телевизоры "Ролсен", все видеофильмы перевели на CD-диски, университет приобрел мультимедийную установку с большим двухметровым экраном.

Много еще ждет интересной работы.

Алла Иосифовна Казанцева,
сотрудник газеты "Политехник".

Учебные подразделения

УЧЕБНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
ИСИ
ИСиГН
ИМЕиКН
ИКиТ
ИМЭиТ
ИППиФВ
ИУЭиЮ
Университетский колледж

Дополнительное образование

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Повышение квалификации и переподготовка
Центр профориентационного тестирования
Центр обучения и
тестирования иностранных граждан
Подготовительные курсы, доп. образование для детей
Компетентностный центр
Лингвистический центр

Порталы

ПОРТАЛЫ
Учебно-методический
портал
Информационно-сервисный портал
Антиплагиат.ВУЗ
База ВКР/НКР ВоГУ
Портал электронных образовательных технологий

Информационно-библиотечный комплекс

ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЙ КОМПЛЕКС
Информационно-библиотечный комплекс
Электронный каталог
Оформление списка литературы к РП
СЭОР
ЭБС "Университетская библиотека онлайн"
ЭБС "Юрайт"

Тематические ресурсы

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
Инновации университета
История философских идей
Информационная система IntraScience
«Человек в техносреде»
Аграрный строй России (1930-1980 гг)
Святыни Вологодской епархии
География Вологодской области
Проект
Тропами Вологодчины
Исследование марковских цепей и моделей
     
     

Платные услуги

ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ
Прочие платные услуги

Обращения граждан

ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
Направить обращение
Информация об обращениях
Часто задаваемые вопросы
Наверх